Отчет о работе Калининского управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска по основным направлениям деятельности за 2017 год

 Отчет о работе Калининского управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска по основным направлениям деятельности за 2017 год

 

 

Приоритетными направлениями деятельности Калининского управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска (далее – управление) является:

- реализация единой социальной политики государства на территории Калининского района города Челябинска (предоставление мер социальной поддержки, в том числе поддержки семей с детьми, оказание государственной социальной помощи) в рамках переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

- реализации вопросов местного значения в сфере социальных отношений;

- улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, в том числе неблагополучных семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Государственная поддержка, государственная социальная помощь предполагает в настоящее время большой спектр предоставления различных услуг: от выплаты пособий и компенсаций, а их в управлении назначается и выплачивается более 29 видов, до предоставления санаторно-курортного лечения как взрослым, так и детям; от определения статуса и выдачи льготных удостоверений до оказания адресной материальной помощи и назначения субсидий на оплату жилого помещения и коммунальные услуги.

На учете в управлении состоит более 55 000 граждан, жителей района, или 25% от общего числа жителей района, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов более 35 000 человек, из которых на учете в качестве льготников более 30 000 человек.

Так, в районе  на сегодняшний день, проживают:  78 инвалидов Великой Отечественной войны (в 2016 их было 97), 118 участников Великой Отечественной войны (в 2016 их было 132), 970 тружеников тыла (для сведения, в 2016 их было 1144, в 2015 году  1 348, в 2013 - 1 982, а в 2012 году - 2 243), 22 жителя блокадного Ленинграда, 42 несовершеннолетних узников фашизма, 16 010 ветеранов труда (показатели 2016 года – 16 687, 2015 года – 17 256), 689 ветеранов военной службы, 10 590  ветеранов труда Челябинской области, членов семей погибших (умерших) военнослужащих – 519, реабилитированных лиц и лиц,  пострадавших  от политических репрессий – 982 человека, граждан, пострадавших от воздействия радиации 931 человек, инвалидов всех групп  - 11 245.

В настоящее время из общей численности категорий граждан, состоящих на учете в управлении, нуждается в особой заботе государства более 48 000 человек.

Статистические данные констатируют факт уменьшения льготных категорий граждан примерно на 4 % каждый год. Уменьшение протекает, в основном, за счет «умирающих» категорий: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла. По сравнению с данными 2015 года их количество сократилось на 22 %.

Стабильной по их численности остается только льготная категория «инвалид» (далее мы приводим возможную динамику численности данной категории до 2020 года).

 

 

 

 

Необходимо отметить, что на увеличение идет категория «семьи с детьми» каждый год примерно на 5 %.

Государством гарантировано, в соответствии с действующим законодательством, оказание мер социальной поддержки льготным категориям граждан. В настоящее время существует более 30 видов основных льготных категорий, которые имеют свою схему и свой спектр предоставления мер социальной поддержки.

Самой многочисленной льготной категорией в районе являются ветераны труда (16 010); далее идут инвалиды всех групп (11 245), и далее – ветераны труда Челябинской области (10 590). Такой рейтинг держится вот уже на протяжении трех лет. Самой малочисленной льготной категорией являются «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» - их всего 4 человека.

В 2017 году льготный статус определен в отношении 407 заявителей, из которых 82,0 % (334 человека) - ветераны труда, 11,0 % (43 заявителя) – ветераны труда Челябинской области, 0,5 % (всего 2 заявителя) – ветераны Великой Отечественной войны, 4,4 % (18 заявителей) – члены семей погибших (умерших) военнослужащих.

Меры социальной поддержки, государственная социальная помощь в 2017 году оказаны более чем 50 000 гражданам района  на сумму 729 833,93 тысячи рублей (семьсот двадцать девять миллионов восемьсот тридцать три тысячи, 93 руб.). По сравнению с 2016 годом финансирование всех уровней бюджетов  в целях предоставления мер социальной поддержки  различным категориям граждан увеличилось на 5,6 %.

Первоочередной задачей при реализации переданных государственных полномочий является предоставление мер социальной поддержки, отдельным категориям граждан, направленных на поддержание их жизненного уровня, создание им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических прав. В целях реализации данной задачи управлением выплачиваются денежные компенсации (ежемесячные и единовременные), пособия, выплаты.

Ежегодно социальную поддержку по различным направлениям действующего законодательства  получают более 45 000 человек.

Сотрудниками управления назначаются и выплачиваются более 30 видов пособий, компенсаций, выплат, предусмотренных законодательством различного уровня.

Лидирующей по количеству получателей в 2017 году явилась ежемесячная денежная выплата, так называемая ЕДВ в форме фиксированной суммы, которую с июля 2015 года получают все региональные льготники: ветераны труда, ветераны труда Челябинской области, труженики тыла, реабилитированные лица, и которая стала основной формой предоставления мер социальной поддержки данным категориям граждан на территории Челябинской области.

ЕДВ выплачивается региональным (областным) категориям льготников: ветеранам труда, ветеранам труда Челябинской области, реабилитированным гражданам, труженикам тыла, детям погибших участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Таким образом, в настоящее время ежемесячная денежная выплата (далее – ЕДВ) выплачивается 5 (пяти) льготным категориям на основании 4 (четырёх) законов Челябинской области.

Объемы финансовых средств, выделяемых из областного бюджета для выплаты ежемесячных денежных выплат ежегодно растут. Это в первую очередь связано с индексацией ЕДВ. Наблюдается дефицит бюджетных средств на выплату ЕДВ практически по всем категориям

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в  2017 году назначена и выплачена 22 463 гражданам  на сумму 305 879,26 тысяч рублей (триста пять миллионов восемьсот семьдесят девять тысяч, 60 руб.), что на 2 % больше, чем в 2016 году. Причиной увеличения, при уменьшении численности получателей по сравнению с 2016 годом на 11%, послужила  индексация сумм ежемесячной денежной выплаты.

 

Предоставлено мер социальной поддержки по оплате  ежемесячной денежной выплаты

 

ЕДВ  по Закону Челябинской области «О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области»

 2014г.

2015г.

 2016г.

2017г.

 Кол-во 

13 255

13 032

12 869

12 554

  тыс. руб. 

52 200

111 453

188 871

183 876

Анализ численности (- уменьшение)

по кол-во

-223

-163

-315

в %

-1,68%

-1,25%

-2,45%

(+ увеличение объёмов выплаты, ежегодная индексация)

в тыс.руб.

59 253

77 418

-4 995

в %

113,5%

69,5%

-2,6%

 

 

 

ЕДВ по Закону Челябинской области «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области»

 2014г.

2015г.

 2016г.

2017г.

 Кол-во 

533

832

809

764

  тыс. руб. 

2 025

7 380

14 269

13 545

Анализ численности (- уменьшение)

по кол-во

299

-23

-45

в %

56,10%

-2,76%

-5,56%

(+ увеличение объёмов выплаты, ежегодная индексация)

в тыс.руб.

5 355

6 889

-724

в %

264,5%

93,3%

-5,1%

 

 

ЕДВ по Закону Челябинской области «О звании "Ветеран труда  Челябинской области»

 2014г.

2015г.

 2016г.

2017г.

 Кол-во 

9 696

9 452

9 269

9 092

  тыс. руб. 

108 663

105 608

108 795

108 108

Анализ численности (- уменьшение)

по кол-во

-244

-183

-177

в %

-2,52%

-1,94%

-1,91%

(+ увеличение объёмов выплаты, ежегодная индексация)

в тыс.руб.

-3 055

3 187

-687

в %

-2,8%

3,0%

-0,6%

 

ЕДВ по Закону Челябинской области «О дополнительных мерах социальной поддержки детей погибших участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц»

2016г.

2017г.

Кол-во

33

53

тыс. руб.

84

350

Анализ численности (-уменьшение)

по кол-во

33

20

в %

 

60,61%

(+ увеличение объёмов выплаты, ежегодная индексация)

в тыс.руб.

 

266

в %

 

317,0%

 

ВСЕГО по ЕДВ

 2014г.

2015г.

 2016г.

2017г.

 Кол-во 

23 484

23 316

22 980

22 463

  тыс. руб. 

162 888

224 441

312 019

305 879

Анализ численности (- уменьшение)

по кол-во

-168

-336

-517

в %

-0,72%

-1,44%

-2,25%

(+ увеличение объёмов выплаты, ежегодная индексация)

в тыс.руб.

61 553

87 578

-6 140

в %

37,8%

39,0%

-2,0%

 

 

Прогнозируемый объем финансовых средств на выплату ЕДВ по всем категориям увеличится на 0,7 % и к 2020 году составит 320 414,0 тысяч рублей (триста двадцать миллионов четыреста четырнадцать тысяч руб.). Количество получателей уменьшится, не в большом количестве.

Далее по шкале лидеров идет  компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанная на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Указанная компенсация в 2017 году была назначена и выплачена 12 460 гражданам и членам их семей на сумму 124 908,62 тысяч рублей (сто двадцать четыре миллиона девятьсот восемь тысяч, 62 руб.). Показатели 2017 и 2016 годов практически идентичны и отличаются по объему выплат на 0,1 %.

В настоящее время компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанную на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг получают только федеральные льготники, а это: инвалиды всех групп, инвалиды и участники Великой отечественной войны, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) военнослужащих, граждане, пострадавшие от воздействия радиации.

 

Предоставлено мер социальной поддержки по оплате 

жилищно-коммунальных услуг

 

отдельным категориям граждан

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Кол-во

11 632

12 771

12 685

12 460

тыс. руб.

102 098

110 612

124 135

124 909

Анализ численности

(- уменьшение)

по кол-во

1 139

-86

-225

в %

9,79%

-0,67%

-1,77%

(+ увеличение объёмов выплаты)

в тыс.руб.

8 514

13 522

774

в %

8,3%

12,2%

0,6%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В связи с увеличением роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, объемы финансовых средств на выплату данной компенсации увеличатся и, по нашему мнению, составят к 2020 году 151 885,0 тысяч  рублей (сто пятьдесят один миллион восемьсот восемьдесят пять тысяч руб.), при уменьшении получателей за счет «умирающих» категорий.

2016 год был отмечен принятием нормативно - правовых актов в Челябинской области, повлиявших на расширение круга льготных категорий граждан и объемов оказываемой помощи.

Так, с вступлением в силу с 1 сентября 2016 года Закона области «О дополнительных мерах социальной поддержки детей погибших участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц» установлены дополнительные меры социальной поддержки для детей, погибших участников Великой Отечественной войны, участников войны с Финляндией и войны с Японией.

В качестве дополнительных мер социальной поддержки данной категории лиц законом предусматриваются: преимущественное право при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, комплексные центры социального обслуживания населения, ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей (для лиц данной категории, не имеющих права на меры социальной поддержки по другим основаниям) и возмещение расходов на проезд к местам захоронения погибших родителей.

Данная тема была очень актуальной и в 2017 году. Управлением были приложены значительные меры для установления правового статуса данной категории граждан: направлено более 200 запросов в ЗАГСы, архивы, военные комиссариаты.

За весь период работы управлением принято 1 683 гражданина в целях установления статуса детей погибших участников войн, выписано 1046 удостоверений на меры социальной поддержки. По итогам 2017 года  назначена и выплачена ежемесячная денежная выплата 53 гражданам из данной категории на сумму 350,0 тысяч рублей (триста пятьдесят тысяч  руб.). Напомним, что ежемесячная выплата для этой категории граждан уставлена при отсутствии других льготных категорий.

Кроме того, 4 заявителя воспользовались правом, и управлением им была выплачена компенсация  расходов на проезд к местам захоронения погибших родителей на общую сумму 41,25 тысяч рублей (сорок одна тысяча двадцать пять руб.).

Социальную напряженность по бремени оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданам района помогает, в некоторой степени, снять выплата компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которая с 1 января 2016 года начала выплачиваться инвалидам 1 и 2 групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации».

Другим нововведением, которое широко обсуждалось, было утверждение порядка предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и, соответственно, утверждение новой категории льготников, это граждане, достигшие 70 либо 80 и старше лет. Закон области, регулирующий данную меру социальной поддержки, вступил в силу с 1 января 2016 года.

По итогам работы за 2017 год компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в  многоквартирном доме назначена и выплачена 4 274 гражданам на сумму 12 183,91 тысяч рублей (двенадцать миллионов сто восемьдесят три тысячи 91 руб.).  Из 4 274 получателей компенсации 49,0 % (2 130 человек) - это 70 летние граждане, проживающие одиноко, а 30,0 % (1 286 человек) – это лица старше 80 лет, проживающие одиноко.

По сравнению с 2016 годом количество получателей данной компенсации увеличилось на 7,0 %, а количество одиноко проживающих пенсионеров, получателей компенсации, увеличилось на 18,0 %.

Общая сумма полученных компенсаций, соответственно, увеличилась на 3 565,6 тысяч рублей (три миллиона пятьсот шестьдесят пять тысяч руб.) или  на 29 %.

Действующим законодательством для граждан, имеющих статус «пострадавшего от радиации» предусмотрено более 9 видов компенсационных выплат. Данная категория хоть и малочисленна на сегодняшний день, но обладает наиболее расширенным спектром предоставления мер социальной поддержки. Финансируются все компенсации по данной категории граждан за счет средств федерального бюджета. Управлением, за отчетный период, 930 гражданам, пострадавшим от радиации и состоящим у нас на учете, меры социальной поддержки предоставлены на сумму 15 702,0 тысяч рублей (пятнадцать миллионов семьсот две тысячи руб.).

 

ВСЕГО по 9 компенсациям по радиации, в том числе и в возмещение вреда

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

 Кол-во (выплат)

2 072

1 896

1 612

1 487

 тыс. руб. 

18 542

19 245

18 551

15 702

Анализ численности (- уменьшение)

по кол-во

-176

-284

-125

в %

-8,49%

-14,98%

-7,75%

(- уменьшение объёмов финансирования)

в тыс.руб.

703

-694

-2 849

в %

3,8%

-3,6%

-15,4%

 

 

Компенсации, денежные выплаты, предоставляемые льготным категориям граждан населения, носят, как правило, ежемесячный, единовременный характер. Однако, существуют и ежегодные выплаты, которые выплачиваются один раз в году. Так, гражданам, имеющим статус «Почетный донор России», «Почетный донор СССР», выплачивается ежегодная денежная выплата, размер которой в 2017 году составил 13 041,14 рублей, что на 5,1 % больше, чем в 2016 году. Размер ежегодной денежной выплаты в 2016 году составлял 12 373 рубля. В Калининском районе города Челябинска проживает 752 почетных доноров. Меры социальной поддержки данной категории граждан за отчетный период предоставлены на общую сумму 9 991,72 тысяч рублей (девять миллионов девятьсот девяносто одна  тысяча 72 руб.).

Обеспечивает дополнительную социальную поддержку граждан района выплата социального пособия на погребение. Органы социальной защиты населения выплачивают данное пособие супругам, близким (иным) родственникам, законным представителям (иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, в случае: если умерший не работал и не являлся пенсионером; рождения мертворожденного ребенка по истечении 154 дней беременности. Размер социального пособия с 2010 года ежегодно (исключение 2015 год) индексируется и выплачивается из средств обласного бюджета.

В 2017 году предельный размер социального пособия на погребение был проиндексирован и составил  6 396,59 рублей, что на 5,0% больше, чем в 2016 году.  Сумма к выплате в 2016 году составляла  6 068,87 рублей.

 

Анализ выплаты социального пособия на погребение

 

Анализ выплаты пособия на погребение

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Количество

236

248

270

238

211

Израсходовано бюджетных средств для выплаты пособия на погребение (в тыс.руб.)

1 200

1 391

1 657

1 376

1 360

Анализ численности (+ увеличение)

0,12

0,18

0,14

-0,04

-0,22

(+ увеличение объёмов выплаты)

-0,03

0,12

0,38

-0,01

-0,18

             

 

 

 

 

Стабилизация нескольких последних лет демографической ситуации в связи с увеличением рождаемости детей привела к увеличению числа получателей областного единовременного пособия при рождении ребенка. У большинства семей района родились третьи и последующие дети. Тенденция к увеличению будет сохраняться и в последующие годы.

Одной из причин указанной тенденции, по нашему мнению, является миграция населения из среднеазиатских стран ближнего зарубежья, семьи которых, как правило, имеют нескольких детей.

Данный факт подтверждает статистика выплат пособия, которая показывает увеличение числа многодетных семей впервые приобретших данный статус на 16,0 % по сравнению с 2014 годом, а родивших 5 ребенка и более на 17,0 %.

Как интересный факт, к 2020 году, по нашему мнению, будет наблюдаться сокращение выплаты единовременного пособия при рождении на первого ребенка. Так, в сравнении только с 2016 годом количество рожденных первенцев сократился в 2017 году на 18,0 %.

 

Выплата областного единовременного пособия при рождении ребенка

 

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Кол-во

1783

1768

1912

2178

1825

 тыс. руб.

4880

4902

5350

6075

5177

Анализ численности

(- уменьшение)

-0,05

-0,01

0,08

0,14

-0,16

(+ увеличение объёмов выплаты)

-164

23

448

725

-898

-3,2%

0,5%

9,1%

13,5%

-14,8%

 

Количество получателей областного единовременного пособия при рождении ребенка

на 1 ребенка

на 2 ребенка

на 3 ребенка

на 4 ребенка

на 5 ребенка и более

Количество получателей

2013г.

787

779

192

21

4

1783

2014г.

757

777

192

35

7

1768

2015г.

769

886

218

31

8

1912

2016 г.

886

1011

239

28

14

2178

2017г.

728

813

228

42

14

1825

Увеличение рождаемости в 2017 по сравнению с 2016

-158

-198

-11

14

0

-353

% отклонения

-17,8%

-19,6%

-4,6%

50,0%

0,0%

-16,2%

             

 

Рассматривая данное направление, необходимо отметить, что по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина с 01.01.2018 вводится новый вид социальных выплат – ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) после 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации, и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5 – кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты. В 2018 году правом на выплату будут обладать семьи со среднедушевым доходом не выше 15 912 рублей (10 608 х 1,5= 15 912). В Челябинской области  в 2018 году этот размер составит 10 221  рубль. Таким образом, государство старается поддержать рождаемость и материально поддержать институт семьи.

На конец отчетного периода на учете в управлении состояло 9 38